Современная молодежь очень хорошо знакома с возможностями компьютерной техники, порой даже лучше своих преподавателей. В последнее время расширяющийся доступ к мировым информационным ресурсам через сеть Internet открывает перед новым поколением все новые возможности. Сейчас в учебных заведениях большинство учащихся свободно пользуются современными информационными технологиями, это упрощает для них процесс поиска информации, обработки ее и предоставления в различных презентативных формах. Поэтому использование в проектной деятельности учеников компьютера как инструмента творческой деятельности способствует достижению нескольких целей:
• повышение мотивации к самообучению;
• формирование новых компетенций;
• реализация креативного потенциала;
• повышение личностной самооценки;
• развитие невостребованных в учебном процессе личностных качеств (например, поэтические, музыкальные, художественные способности).
В настоящее время в различных сферах деятельности ощущается нехватка специалистов, способных самостоятельно и в команде решать возникающие проблемы, делать это с помощью Интернета. Поэтому работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как веб-квест, разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным. А полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается ряд компетенций:
• использование ИТ для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных и т.д.);
• самообучение и самоорганизация;
• работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
• умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
• навык публичных выступлений (обязательно проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями).
Итак, что же такое веб-квест?
Существует несколько определений понятия веб-квест:
Образовательный веб-квест – проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого требуются ресурсы Интернета (http://www.itlt.edu.nstu.ru/webquest_collections.php)
Web – квесты представляют собой мини-проекты, основанные на поиске информации в Интернете. Это конструктивный подход к обучению. Ученик не только собирает, систематизирует информацию, полученную из Интернета, но и направляет свою деятельность на поставленную перед ним задачу, часто связанную с их будущей профессией. [Из статьи Е.В.Нечитайловой, СШ №1,г. Цимлянск Ростовской области, Журнал “Химия в школе” №6 - 2007г.]
«Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными ( Романцова Юлия Вячеславовна , «Веб-квест как способ активизации учебной деятельности»).
Веб-квест - это один из видов телекоммуникационных проектов. Разработка веб-квестов ведется на основе технологии проектного обучения, целью которого является практическое закрепление полученных теоретических знаний практически по всем циклам дисциплин, приобщение учащихся к исследовательской, проектной деятельности. (Невзорова В.И., Гонтарева М.Н. «Накопление творческого продуктивного опыта студентами в мастерской разработчиков веб-квестов»)
Различают два типа веб-квестов: для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок - может быть, на семестр или учебный год). Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет). Также материалы могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, мультфильма и т.д. » (Быховский Я.С. «Образовательные веб-квесты»).
Концепция веб-квестов была разработана в США в Университете Сан-Диего в середине 90-х годов профессорами Б.Доджем [ Dodge , 1997] и Т.Марчем [ March , 1998]. На портале веб-квестов Университета Сан Диего ( http :// webquest . org ) размещены методические рекомендации, многочисленные примеры и шаблоны, помогающие преподавателям самостоятельно создать веб-квест. Быстрыми темпами новая технология завоевала популярность как среди американских, так и европейских педагогов, а с конца 90-х годов стала распространяться и в России. Благодаря Программе межшкольных интернет-связей, проводившейся в 1998-99 годах, несколько российских образовательных учреждений из Иркутска, Ангарска, Перми разработали оригинальные web quests по химии, экологии, физике и другим предметам и разместили их на сайте http :// school - sector . relarn . ru .
Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США) определил следующие виды заданий для веб-квестов:
Пересказ |
Компиляция |
Творческое задание |
демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новомформате: создание презентации, плаката, рассказа. |
трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры. |
творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика. |
Планирование и проектирование |
Самопознание |
Аналитическая задача |
разработка плана или проекта на основе заданных условий.
|
любые аспекты исследования личности |
поиск и систематизация информации |
Детектив, головоломка, таинственная история |
Достижение консенсуса |
Оценка |
выводы на основе противоречивых фактов |
выработка решения по острой проблеме |
обоснование определенной точки зрения. |
Журналистское расследование |
Убеждение |
Научные исследования |
объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).
|
склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.
|
изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.
|