Приведем примеры сценариев веб-квестов, которые способствуют профессиональному самоопределению учеников, развивают навыки работы с информацией, несут в себе важные воспитательные функции.
Сценарии веб-квестов «Преступность несовершеннолетних» и «Терроризм - глобальная проблема человечества» разработаны преподавателем правовых дисциплин и авторами статьи для студентов выпускных групп специальности «Программное обеспечение ВТ и АС». Актуальность тем исследований не вызывает сомнений, а результаты работы - сами веб-квесты - используются в качестве методического обеспечения самостоятельной работы студентов других специальностей.
Действующие лица веб-квеста «Преступность несовершеннолетних»: ребенок, оставшийся без попечения родителей - его задача состоит в поиске информации о правах ребенка, гарантиях защиты со стороны государства; Полномочный представитель Президента по правам человека - ему необходимо рассмотреть и сделать анализ истории развития законодательства об ответственности несовершеннолетних, а так же, предложить методы борьбы с детской преступностью; сотрудник Информационного центра ГУВД РО, задача которого состоит в поиске и обработке информации о количестве детей, совершивших преступления на территории РФ и Ростовской области, выявлении закономерностей роста детской преступности в регионах.
Герои веб-квеста «Терроризм - глобальная проблема человечества»: историк, чья задача состоит в поиске информации об истоках возникновения проблемы появления терроризма, исследовании исторических аспектов возникновения и развития экстремизма в мире и в России; политолог исследует влияние терроризма на мировую политику; юрист осуществляет подбор нормативно-правовой базы по существующей проблеме, определяет вид и меры наступления уголовной ответственности за совершение террористических действий; начальник ГО и ЧС информирует о мерах предосторожности и безопасности, правилах поведения при совершении теракта и действий населения в условиях чрезвычайных ситуаций, связанных с поведением террористов и экстремистов; международный обозреватель собирает информацию, связанную с опытом борьбы с терроризмом в различных странах, мерах обеспечения безопасности, определяет степень психологического влияния терроризма на население и социальные круги, в которых возможно формирование террористических группировок. Цель таких веб-квестов - расширение рамок познаний в правовой сфере, формирование правового сознания, воспитание правовой культуры, развитие профессионального навыка работы с информационными технологиями. Достижение цели предполагает выполнение другой не менее значимой воспитательной функции - предотвращения и профилактики экстремистских настроений в молодежной среде.
Веб-квест «Джордж Гордон Байрон. Жизнь. Творчество», предложенный студентам II курса специальности «Программное обеспечение ВТ и АС», нацелен на развитие компетенций, касающихся владения устным и письменным общением, которые важны в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит исключение из общества. Владение несколькими языками принимает все возрастающее значение в карьерном росте специалиста. Квест был предложен студентам-программистам II курса на основе интересного переплетения литературы и истории развития вычислительной техники.
Веб-квест «Создай компьютер своей мечты» может использоваться в качестве методического обеспечения самостоятельной работы студентов I и II курсов. Его цель - рассмотреть процесс построения вычислительной системы с позиций аналитика, технического консультанта, консультанта по программному обеспечению, прайс-менеджера. Квест должен содержать обзор современного рынка вычислительной техники, анализ перспектив развития вычислительной техники, ответ на вопрос: «Что мешает России занять лидирующие позиции на рынке компьютерных комплектующих?», анализ программного обеспечения различных предметных областей - его надежность, функциональность, дополнительные возможности, различие версий, отношение к проблеме лицензирования программного обеспечения в России, анализ ценового рынка комплектующих ПК, периферийных устройств и программного обеспечения, раскрывать объективные причины, влияющие на рост (падение) цен на комплектующие, периферийные устройства и программное обеспечение; раскрытие экономического смысла соотношения «цена/качество», экономического смысла и механизмов работы up - grade .
Квест «Самоучитель по защите дипломной (курсовой) работы» поможет разобраться в основных аспектах подготовки и самой защиты студенческих работ.
Разные специалисты представят свою точку зрения на такое мероприятие, как публичная защита работ, дадут всем желающим советы и рекомендации.
Задача участников квеста – определить свою роль и разработать рекомендации, требования, советы студентам, готовящимся защищать свою работу. После обобщения результатов всех участников квеста получится «Самоучитель по защите дипломной (курсовой) работы», который будет использоваться студентами старших курсов колледжа.
При выборе роли можно ориентироваться на свои склонности, интересы, или наоборот – попробовать себя в непривычной ситуации.
Роли участников квеста:
Психолог отвечает за психологическое, эмоциональное состояние выступающего. Его главная задача – дать практические советы по преодолению волнения, активизации внимания слушателей. Так же Психолог выяснит влияние внеязыковых средств на общее восприятие выступления.
Задача Дизайнера – дать советы по изготовлению электронных презентаций и раздаточного материала.
Оратор – мастер красноречия. Его задача – обобщить опыт и поделиться мастерством.
Специалист русского языка даст советы по использованию языковых средств выразительности, подскажет принятые речевые оборы, используемые при защите дипломной (курсовой) работы, предостережет от неправильного произношения часто употребляемых слов.
Рецензент акцентирует внимание на критериях оценивания выступления, подскажет приемы снижения негативного воздействия замечаний.
«Бывалый» представит советы преподавателей, выпускников и студентов старших курсов, защищавших свои проекты, поделится приметами и повеселит студенческими байками.
Этот квест предлагается пройти студентам первого курса колледжа (т.е. ребятам, поступившим после 9-го класса и пока изучающим предметы школьной программы). Это позволяет разнообразить учебный процесс и заранее готовиться студентам к предстоящим публичным защитам своих работ. Акцент на то, что мы готовим самоучитель для студентов старших курсов колледжа, приглашение старшекурсников на заключительный этап (представление результатов проекта) придает первокурсникам чувство ответственности за предоставляемый продукт, ощущение важности их работы.
Подробно с этим веб-квестом можно ознакомиться в Интернете по адресу www.kbk-wq.h17.ru